Ручной труд всегда заканчивается значимым результатом, а чтобы его достичь, нужно преодолеть определенные трудности. Следовательно, ручной труд можно использовать для воспитания нравственно- волевых качеств, необходимых для начала обучения, требующего большой целенаправленной работы, усидчивости, настойчивости, самостоятельности.
Известно, что там, где дети имеют возможность работать с различными материалами, родители незнакомы с жалобами на скуку, баловство. Дети, привыкшие с детства мастерить, продолжают это дело и в школе, с удовольствием занимаются на уроках труда.
Ручной труд доступен, интересен детям и значим для их всестороннего развития. Необходимо вовремя поддержать положительные интересы детей, давая советы и оказывая своевременную помощь. Важно создать условие для регулярного ручного труда. Для этого должен быть материал, простейшие инструменты для работы. Надо начинать с самого простого, а затем постепенно усложнять задачи. Самое доступное для дошкольников - ремонт книг. Необходимо время от времени просматривать книги, отбирать нуждающиеся в ремонте, обсуждать, что надо взять бумагу, как аккуратно отрезать полоски, приклеить их к книге. Это будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к книге.
Чтобы приобщить ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересные задания, выполнение которых способствует развитию самостоятельности, умение преодолевать трудности, а затем подвести к изготовлению предметов не очень интересных, но значимых для семьи, детсада (закладка, подставка для карандашей). Следует внимательно наблюдать за работой детей, уметь вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, на первых порах - непосредственное участие. Изготовление игрушек, сказочных персонажей можно сопровождать чтением или рассказом соответствующего сказочного сюжета.