ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «РОСИНКА»

 

Социально-реабилитационная программа

«Мы разные, но мы вместе!»

 

Учебно-методическое пособие содержит материалы, посвященные методике планирования занятий и работы с детьми с ранней социальной дезадаптацией.

Программа направлена на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала ребенка, на «социализацию» личности.

Тематика занятий носит рекомендательный характер и может варьироваться в зависимости от интеллектуального развития детей и их социальной адаптивности.

Рассчитана на широкий круг специалистов, занимающихся социальной адаптацией несовершеннолетних, реабилитацией детей и их интеграцией в общество.

ОТ АВТОРОВ

 

«Всем разным, но равным.  Всем, желающим

обладать искусством, жить рядом

с непохожими людьми!»

 

Актуальность проблемы социального сиротства является бесспорной уже на протяжении нескольких десятилетий, а в настоящее время особо важной и подтверждается тем фактом, что Правительство Российской Федерации причисляет проблему сиротства к приоритетным задачам, требующим немедленного решения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 года и на настоящий момент считается основным стратегическим документом в сфере государственной политики детства и политики в отношении семей с детьми.

Решение проблемы – в обеспечении качественного процесса социализации на базе приюта с грамотными социально – реабилитационными программами, направленными на преодоление ранней социальной дезадаптации несовершеннолетних и их подготовку к новым жизненным перспективам в социуме.

 Но сложность работы с детьми, поступающими на реабилитацию в приют, состоит в том, что нет четких конкретных программ для управления реабилитационными процессами.

 Опираясь на результаты научных исследований отечественной детской психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.М., Запорожец А.Б., Эльконин Д.Б. и др.), а также обобщив опыт педагогов (Петровский В.А., Монтессори М., Гленн Домана и др.), специалистами нашего приюта была разработана социально-реабилитационная программа «Мы разные, но мы вместе!»  для несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, испытывающих трудности в социальной адаптации.

 «Все мы разные, но мы вместе!» – это комплекс программ по художественно-эстетическому, социальному, экологическому, нравственному развитию детей, а также по правовому, патриотическому, семейному воспитанию, помогающих преодолеть социальную дезадаптацию подростков. Представляет интерес и развивающая направленность содержания, которая содействует тому, чтобы каждый ребенок поверил в себя, переоценил свои ценности. Главное – это формирование у детей своего социального «Я». Особое внимание уделяется психическому развитию детей, охране нервной системы, формированию личностного отношения к окружающему миру.

«Мы разные, но мы вместе» - это комплекс программ, с помощью которых несовершеннолетние с ранней социальной депривацией успешно усваивают социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, занимаются саморазвитием, самореализацией в социуме.

 В процессе реализации, комплекс социально – реабилитационных программ по основным направлениям педагогического воздействия, не только решает задачу адаптации, но и активно участвует в процессе социализации личности каждого воспитанника.

 Главная идея, положенная в основу комплексной социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – формирование успешной, компетентной личности, способной в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути.

 Программа составлена в соответствии с нормами СанПиНа и сеткой занятий по возрастным группам учреждения.

 В младшей группе (3 – 7 лет) проводятся не более двух коррекционно-развивающих занятий в день. Из них одно игровое занятие планируется утром, второе – после сна. В старших группах (8 – 17 лет) проводится 3 занятия. Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

 Длительность занятия колеблется от 15 до 40 минут, в зависимости от возраста детей.

 Кроме того, тематика занятий носит рекомендательный характер и может варьироваться в зависимости от интеллектуального развития воспитанников группы и их социальной адаптивности.

 Важно отметить, что реализация программы «Мы разные, но мы вместе» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми. Она обеспечивает единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

 Именно такой подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению: социализируясь, человек не только «очеловечивается» опытом социальным, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

 

 Основной целью программы «Мы разные, но мы вместе», является создание условий для воспитания личностно развитого человека, способного справляться с жизненными проблемами адекватными способами.

 Для достижения поставленной цели выдвигается решение целого ряда задач:

- компенсация личностных последствий негативного опыта жизни;

- развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации воспитанников;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей;

- пробуждение творческой активности воспитанников, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

 

Программа разделена на три блока:

1. Блок «Развитие»;

2. Блок «К успеху вместе»;

3. Блок «Я-творец».

 

 I. Блок «Развитие» – содержание этого блока предполагает оказание необходимой психологической помощи каждому воспитаннику приюта:

  • адаптироваться к новым социальным условиям;
  • обеспечить эмоционально-комфортное состояние ребенка в рефератной для него группах общения со взрослыми и сверстниками;
  • понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек;
  • найти свое место в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.
     

    Программы:

              1. Коррекционно-развивающая программа «Путь познания».

    2.  Коррекционно – развивающая  программа по песочной терапии «Чудеса на песке».

              3.  Рабочая программа логопеда, возраст детей: 5–7 лет.

     

    II. Блок «К успеху вместе» - главным критерием второго блока является адаптация ребенка к познавательному процессу, а это возможно тогда, когда созданы необходимые условия (развивающая среда) для развития психических познавательных процессов, формирования навыков учебной деятельности, стремления к познанию окружающего мира, т.е. любознательность.

     

    Программы:

    1. Программа по ознакомлению с окружающим миром для организации работы с детьми дошкольного возраста.

    2. Программа по изобразительной деятельности  для организации работы с детьми дошкольного возраста.

    3. Программа по лепке  для организации работы с детьми дошкольного возраста.

    4. Программа по ознакомлению со сказками детей дошкольного  возраста «Сказушка - рассказушка».

    5. Программа «Счастливое будущее» по духовно-нравственному воспитанию.

    6. Программа по семейному воспитанию «Социализация  воспитанников  приюта путем приобщения к семейным ценностям».

    7.  Программа  по правилам дорожного движения «Добрая дорога».

    8.  Программа по патриотическому воспитанию «Моя любимая Родина».

    9.  Программа  по здоровому образу жизни «Жить здорово!».

10. Программа по  формированию правовых знаний, умений и навыков поведения  « Правовая азбука».

11.  Программа  по профориентации «Выбор профессии – это серьезно!»

12. Развивающая программа, способствующая приобщению детей к ручному труду и развитию творческих способностей  «Умелые ручки».

13. Программа по пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»

14. Программа по основам безопасности жизни «Безопасная жизнь!»

15. Программа по усвоению общих моральных норм и норм поведения  «Основы этикета».

 

III. Блок «Я – творец» - содержание третьего блока направлено на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала ребенка, его воображения, фантазии, культурной рефлексии. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. Необходимо научить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ, не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение различных задач.

 

Программы:

1. Программа  «Веселые нотки» - вокальное объединение.

 

Таким образом, социально - реабилитационная программа «Мы разные, но мы вместе» разработана по принципу «Ощущать-Познавать-Творить», который шаг за шагом подводит к становлению зрелой личности.

 

Авторский коллектив: Савченко Л.П., Чалова Е.М.,

                                           Андросова Л.Г., Переверзина М.В.,

                                           Митрохина Г.П., Федорова Е.Б.,

                                           Бондарева Л.В., Гладырева Ю.И.,     

                                           Лысова И.В., Панамарева К.Н.,

                                           Атамович А.В., Емельянова К.В.,  

                                           Вощенкова А.А, Михайленко Л.П.,

                                           Пасечник О.В, Епринцева О.Н и др.