Рекомендации для воспитателей

          Одной из актуальных проблем в развитии детей – является развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста. И чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать продуктивные формы мышления

         Форм и методов достаточно много. Одним из эффективных методов является поисковая деятельность, а именно эксперементирование. Интенсивность и разнообразие поисковой деятельности даёт больше возможностей в получении новой информации, а значит быстрее и полноценнее ребенок  развивается.

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо  Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

         Опытно - экспериментальная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.    В основе с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности , связанной с логическим обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей.

         При разработке содержания познавательной деятельности рекомендуется учитывать условия:

-предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности;

- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом детей, тем интереснее он для них;

-содержание экспериментирования должно быть трудным, но посильным, то есть должен создавать радость интеллектуальной победы;

-эмоциональность педагога , его умение поддерживать и направлять интерес к содержанию экспериментирования стимулирует познавательную активность детей.

         Мыслительные эксперименты помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения.

          Исследовательская деятельность детей реализуется в художественно- продуктивной деятельности, особенно в использовании нетрадиционных приёмов рисования (пальчиками, щёткой, вилкой, ватными палочками, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через котельную трубочку, на различных материалах (камень, пластиковые баночки, на солёном тесте, по гипсу, пластилине, ткани и т.д.) В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ.

  Аппликация позволяет использовать природные материалы, нити, вату, ткань. Это позволяет детям лучше изучить их свойства, состав. Возможности.

  В развитии речи следует использовать опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики игры- упражнения : «Назови лишнее слово», «Лишнее слово», «Отгадай предмет по названию его частей», «Лишнее слово среди имён прилагательных», «Лишнее слово среди слов глаголов», «Лишнее слово среди слов существительных» и т.д.

          При составлении рассказов по картинкам и игрушкам желательно использовать решение проблемных ситуаций.

         Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или связей между происходящим. На прогулке в окружающей действительности следует планировать кратковременные опыты по тематике (например, выпал снег, с детьми обязательно надо проверить, а действительно ли это снег, как быстро он растает на ладони  чистая ли получится из него вода. Эксперименты и опыты по изучению условий , необходимых для жизни растений, проводятся с детьми в трудовой деятельности . Экспериментальная деятельность непрерывно и постепенно увеличивает объём знаний, формирует устойчивые знания о связи между растениями и ухода человеком за ними.

      В ходе экспериментальной деятельности мы видим главное достоинство метода: идёт обогащение памяти детей, активизируются их мыслительные процессы, развивается речь, эмоциональная сфера, творчество. В процессе экспериментальной деятельности укрепляется и здоровье за счёт повышения уровня двигательной активности путём применения разнообразных видов, игр,  наглядных и словесных приёмов обучения.

          Важно соблюдать общие правила экспериментирования –творческий подход к проведению исследовательской работы:                    

1.  Старайтесь показать детям привлекательность экспериментирования, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.

2.   Начинайте экспериментирование энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.

3.   Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.

4.  Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.

5.  Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.

6.  Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.).

 7. Опирайтесь на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия

8. Следите за тем, чтобы поставленная задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

9. В воспитательно-образовательном процессе больше внимания уделяйте развитию познавательного интереса к экспериментированию у дошкольников, обогащению их эмоционального и чувственного опыта различными знаниями о неживой природе.

10. Старайтесь организовывать разнообразную самостоятельную практическую деятельность детей, направленную на реализацию познавательного интереса к экспериментированию.

 

 

 

Воспитатель ГКУСО «Ставропольский

приют «Росинка»    Е.А. Бурак 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспекты НОД (непосредственно Образовательная деятельность) для детей  дошкольного  возраста в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Песочная страна - страна чудес»

(с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы о назначении и применении песка, Памятка «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни.
Предметно-пространственная среда
- макет «Обитатели пустыни»
- выставка иллюстраций «Песок и его свойства»;
- алгоритм «Правила поведения с песком»;
- мини - лаборатория для экспериментирования с песком;
- ноутбук, проектор
- оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.
Материалы и оборудование:
• Для воспитателя: игровой персонаж - мудрая Черепаха, музыкальное сопровождение, презентация «Человек и песок», мультфильм «Львёнок и черепаха»
• Для детей: бассейн с сухим песком, ящик с сухим песком и игрушками- обитателями пустыни, песочный стол, песок, коктейльные трубочки, влажные салфетки, подносы, клей, кисти для клея, подставки для кисточек, ложки, лупы (по количеству детей), формы для куличей, подносы для куличей, мешочки с песком.

Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- ИКТ;
- исследовательская;
- здоровьесберегающие.
Ожидаемые результаты
- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: лупа, опыты, песчинки, сыпучий.

Ход НОД:

1. Мотивационная (вводная часть).
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Воспитатель: Ребята! А вы любите смотреть мультфильмы? Давайте сейчас посмотрим отрывок из знакомого нам мультфильма. (Показ отрывка м/ф «Львёнок и черепаха»
2. Постановка проблемно - игровой ситуации.
Воспитатель: Понравился мультфильм? Как вы думаете, какое было настроение у героев мультфильма? Почему они были весёлые и радостные? Что же это за песок? Давайте узнаем, как можно больше о нём.
3. Сюрпризный момент
Воспитатель: А к нам пришла Мудрая черепаха из этого мультфильма. Она приглашает нас в свою родную, удивительную, полную чудес Песчаную страну. Черепаха поможет нам разобраться, что же такое песок, зачем он нужен, каковы его свойства.
Хотите отправиться в путешествие?
4. Правила обращения с песком.
Воспитатель: Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране?(ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком»)
- Песочек не любит, когда его берут в рот.
- Песочек не любит, когда бросаются им в других детей.
- Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети.
- Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы.
- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.
- Сможем мы выполнить правила Песочной страны?
Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. Итак! Мы отправимся в песочную страну – страну чудес!
А Мудрая черепаха покажет нам дорогу. Давайте пойдем за ней следом по волшебной дорожке с препятствиями (ходьба между мешочками с песком)
- По дорожке мы пойдем и в песочную страну придём.
5. Игра с песком «Приветствие песка»
Подошли к бассейну с песком.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с песком ладошками. Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия.
Воспитатель:
1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку!
3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)
4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» - пальчики идут переваливаясь.
5) «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?
Воспитатель: Ребята, а все ли правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой)
Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.
6. Просмотр презентации «Человек и песок»
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, Мудрая черепаха приглашает нас в телезал посмотреть на волшебный экран, который покажет зачем нужен песок и где его применяют. (Презентация «Человек и песок»)
7. Игра с песком «Найди животное в песке»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным?
Д: Да.
Воспитатель: Правильно. Животные прячутся в песке от жары.
И сейчас мы с вами найдём жителей Песчаной страны, которые спрятались в песке и создадим макет Песчаной страны.
8. Динамическая пауза
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами - песчинки.
"Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетел в разные стороны (звучит вальс и дети имитируют полет) Ветер стих и песчинки прилетели, опустились на землю. Ветер снова вдруг подул и песчинки с места сдул. Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды склеялись (дети становятся в круг и обнимают друг друга за плечи.) Вокруг себя обернись и в детишек превратись»
9. Проведение экспериментов с песком
Воспитатель:
Мудрая черепаха сказала, что в песочной стране есть интересный клуб для детей «Хочу все знать». Отправляемся в клуб!
Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты.
Опыт 1. «Из чего состоит песок»
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Дети: Песчинки.
Воспитатель: Песок состоит из маленьких песчинок.
Опыт 2. «Сыпучесть песка».
Воспитатель: Наберите ложечкой песок из тарелочки, высыпьте на поднос. Что делает песок?
Дети: Сыпется.
Воспитатель: Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) .
-А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится) .
Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?
А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит?
Дети: Песок движется.
(Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка)
10.Пальчиковая игра
Наши добрые ладошки
Все умеют, хоть мы – крошки.
Могут рисовать, лепить и узоры выводить,
Клеить, вырезать, играть,
Хлопать, даже танцевать!
Крепко их сейчас сожмем,
Творить добрые дела начнём!
11. Рисование на песке «Оживим Песочную страну»
Воспитатель: Ребята, еще на песочке можно рисовать. Подойдём к волшебному столу и оживим песочную страну. Мы с вами нарисуем солнце, радугу, деревья и цветы.
12. Продуктивная деятельность детей по подгруппам.
Воспитатель: Мы много узнали о песке, а теперь Мудрая Черепаха приглашает нас в Творческую Мастерскую. На память жителям Песочной страны мы приготовим подарки: испечём куличи и создадим песочные рисунки.
Рассаживайтесь за столы. Что же для вас здесь приготовлено?
(Мокрый песок, формы для куличей, подносы, салфетки) – для 1 подгруппы
(Кисти, клей, цветной картон, сухой песок , подставки под кисти, салфетки ) – для 2 подгруппы.
13. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные подарки мы сделали своими руками для жителей Песочной страны! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране? Спасибо Мудрой Черепахе, что пригласила нас в такую удивительную страну.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком! Повторяйте все за мной: "Спасибо, милый наш песок,
Ты нам умнее стать помог. До свидания, песок! До свидания, жители Песочной страны!

Конспект непосредственно образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема «Свойства воздуха»

(с использованием здоровьесберегающих технологий,

технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цель. Обобщить представления детей о воздухе.

Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Формировать основы экологического сознания.

Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы.

Развивать интеллектуальные способности, художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

 Оборудование: сосуд с водой, пакет, стеклянная банка, кубики, соломинка (коктейльная трубочка), резиновый шар, мяч, веер, веточка с листочками; сюжетная картина «Охрана воздуха от загрязнения». Аудиозаписи «Старинная французская песня» П.И.Чайковского, шума ветра. Репродукции картин, изображающих море, суда. ( И. Айвазовский «Радуга», Н.Н.  Дубовской  «Притихло», А. Рылов «В голубом просторе»). Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Стихотворение Г.Долженко «Гладь морская". Немецкая песенка «Ветряная мельница».  Загадки.

Словарная работа: "порывистый", "резкий", "ураганный", "разрушительный".

  I . Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.         

Воспитатель: Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крабле, крибле, бумс!» Сейчас мы с вами находимся в волшебной лаборатории.

Посмотрите внимательно и подумайте, что нельзя раскрасить? (воздух)

Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время  тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

II.  Обнаружение воздуха в различных предметах, свойства воздуха.

1. Игра  - поиск «Где живет воздух?»  (Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками)

Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.) Что в ней находится (кубики). Если уберём кубики, что останется в банке? (воздух) Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный). (перед каждым ребенком на столе прозрачный  пакет).

Воспитатель предлагает взять  пакет в руки, встряхивает его, закручивает его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается) Что же надуло пакет? (воздух)

2. Опытно - экспериментальная деятельность «Воздух есть в воде».

(перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой)

Воспитатель. Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите?  (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух).

«Воздух есть в сахаре».

(перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)

Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки ) Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух)

 Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.

Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»

Воспитатель. (Достает не надутый воздушный шар) Дети, что это такое? (шарик) Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький) Шарик просит меня, чтобы я его надула. (воспитатель надувает шар)

Чем наполнили шар? (воздухом). Каким стал шар? (большим, прозрачным). Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее). Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет). (Воспитатель отпускает шар, не завязав его).

Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда) (показывает резиновый мяч)

III.  Движение воздуха

Воспитатель. Дети, какие поделки вы смастерили на занятиях? (веер, веточку с листочками, вертушку, ветряную мельницу) Воспитатель. Что общее между этими поделками? (перед каждым ребенком на столе веер)

Помашем веером у лица. Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух)

Вывод. Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. (Звучит аудиозапись шума ветра)

Воспитатель. Дети, какие загадки вы знаете про ветер? (Дети загадывают загадки)

Неизвестно, где живет.

Налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь

                              Без рук, без ног стучит-

                              В избу просится.

                                                                         Рукой махнул,

                                                                         Дерево погнул.

Дети, почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит) Вывод. Ветер заставляет двигаться другие предметы.

Сенсорное упражнение "Ветер, ветер, ты какой?"

(перед каждым ребенком на столе веточка с листочками)

Воспитатель. Подуем на веточку с листочками тихо и сильно. Что происходит с веточкой и листочками? (От дуновения тихого ветра листья колышутся. А когда дует резкий ветер качаются веточки.)

IV. Физкультминутка

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу. (Плавные движения рук вверх, вниз)

Хочу налево посвищу, (наклон влево)

Могу подуть направо, (наклон вправо)

Могу подуть вверх - в облака, (Медленно поднимают руки вверх - наклоны)

А пока - я тучи разгоняю. (Кружатся на месте)

V. Поэты и художники о ветре. 

 Воспитатель. Сравним, как одно и тоже явление природы воспринимают поэт и художник. Ребята, послушайте строфы о ветре А.С.Пушкина.

Ветер, ветер! Ты могуч,                                      

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

 

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах.

Воспитатель. Кто скажет, эти строфы, которые вы сейчас услышали, из какой сказки А.С. Пушкина? (Сказка о Царе Салтане)

Что делает ветер в сказке А.С. Пушкина? (гоняет стаи туч, волнует сине море, веет на просторе, гуляет по морю, подгоняет кораблик, бежит в волнах)

(воспитатель выставляет на доску картину И.Айвазовского «Радуга», картину А. Рылова «В голубом просторе», картину Н.Н. Дубовского «Притихло»)

Что общее на трех картинах? (Художники изобразили море и корабли.)

Какой ветер изобразил художник А.Рылов? (легкий, приятный, ласковый)

На какой картине изображен разрушительный, ураганный, холодный ветер? (На картине И.Айвазовского «Радуга») Какие волны поднимает такой ветер (огромные)

Какой ветер изобразил художник Н.Н. Дубовской (слабый, теплый)

VI. Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Это что за потолок

То он низок, то высок

То он сер, то беловат

То чуть, чуть голубоват

А порой такой красивый

Кружевной и синий, синий. (небо)

Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха. )

(Показывает картину с изображением природы и завода)

Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (Завод. Трубы выбрасывают в воздух дым, сажу)

Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Что можете рассказать о лесе? ( Чем больше растений, тем чище воздух. Растения - это зеленый наряд планеты. Лес - это земляная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)

Воспитатель. Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.) Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями) О чем эта картина? (Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения.

Воспитатель: Давайте лес любить, оберегать

                        Природе в этом деле помогать.

                        Беречь леса, поля и реки,

                        Чтоб сохранилось все на веки!

VII. Игра «Летающие шары»

(Звучит «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского в грамзаписи).

Дети подбрасывают шары вверх и ловят.

Воспитатель. Что это за невидимка, который нам нужен? (воздух) Воспитатель. Что такое лес? (Лес - это не только украшение земли, но и источник здоровья)

         

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное развитие»

(с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

 Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Словарная работа: волокна, грифель, белок казеин.

Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами, стакан с молоком и подсолнечным маслом, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.

 Ход занятия

Волшебник:

- Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Город волшебства.

А вы знаете, кто творит волшебство?

Дети: (волшебники, феи).

Волшебник:

- Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Загадки:

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

 

Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк.

 

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

 

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

 

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ответ: Кувшинки.

 

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут...

Андрей Ширшиков.

Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

Волшебник:

- Спасибо Фее цветов!

Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха (риса). Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Волшебник:

- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается   в тарелку.

Дети просеивают крупы.

Волшебник:

- Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада. Мне кажется, я слышу музыку. Да, это наш волшебник Вальсик снова танцует.

Он умеет танцевать самые разные танцы: вальс, польку, танго и танец со странным названием ча-ча-ча!

У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность. Я, например, просто не могу жить без шоколада. А Вальсик очень любит молоко.

С детства пьет он молоко,

В нем и сила, и тепло!

Ведь оно волшебное,

Доброе, полезное!

Давайте поговорим немного о молоке.

1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?

Ответ: из сказок.

2. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?

Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.

Волшебник:

- Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных.

3. Какое молоко называют «парным молоко»?

Ответ: это молоко, которое только что дала корова.

4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?

Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.

А наше молоко не только умеет « бегать» но еще и «танцует». Пока Вальсик репетирует, оно потихоньку танцует. Танцевать вальс одному невозможно, вот и пригласили масло. Масло плавает на поверхности молока, потому что молоко тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло. (Волшебник демонстрирует бокал с молоком, на поверхности которого налито подсолнечное масло.) Хотите посмотреть их танец?

Дети: Да!

Опыт «Танцующее молоко».

Аспирин в молоке растворяется, выделяя углекислый газ. На границе масла и молока появляются причудливые пузырьки.

Волшебник:

- Танец начинается! (Бросает шипучий аспирин.) Ну, что понравился Вам танец молока?

Пора и нам размять свои ножки и станцевать с веселыми насекомыми.

Физкультминутка

Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок, (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)

Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)

Волшебник:

- Ребята, а Вы умеете рисовать?

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Ведь они, дружок, помогут

Увидать любой предмет,

Форму рассмотреть и цвет,

Круглый он или квадратный,

Весь шершавый или гладкий,

Он кривой или прямой,

Маленький или большой.

Мы с тобою целый мир

На бумаге создадим.

Волшебник:

- Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

Ответы (карандаши, мел, тушь).

2. А почему простой карандаш рисует?

Грифель карандаша похож на слоеный пирог. Слои соединены между собой слабо. А сами слои очень крепкие. Когда мы ведем грифелем по бумаге, слой за слоем легко отрывается и оказывается на бумаге. Так появляется след от простого карандаша.

Пришло время начать рисовать!

Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Валентин Берестов

Опыт «Волшебные рисунки».

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Волшебник:

- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.

Ребята, у Феи рисования даже вода ведет себя необычно. Вода всегда стремится вниз: падает с водопада, устремляется с горы.

Вниз летит воды каскад!

Это, милый, водопад!

Это место, где вода

Вниз торопится всегда.

(Марина Андреева-Доглядная.)

Опыт «Волшебная вода»

- Давайте посмотрим, как же она поднимается вверх. Фея приготовила для Вас цветные полоски, опустите их в воду. Что происходит? Цветные дорожки поднимаются вслед за водой вверх. Опыт показывает, как происходит процесс впитывания воды твердым телом. На этом волшебство не заканчивается.

Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к нему с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).

Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары. Это напоминание о детстве, все мы в детстве любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать. Но это не беда! Шары сами умеют надуваться. Смотрите!

Опыт «Надувание шарика». 

В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.

Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Марина Андреева-Доглядная

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Волшебник:

- Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.

Наше путешествие подходит к концу.

Осталось еще одно важное дело. Помните, Незнайка говорил, что в каждом городе Вы должны отыскать часть пазла, чтобы узнать, что потеряли феи в нашем детском саду?

(Занятие проводится в рамках недели « Играландия» и Незнайка информирует детей обо всем происходящем.)

Стрелки помогут его отыскать, они ведут в «Сад цветов», вот и конверт. Молодцы, ребята!

Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Объясните мне немного,

Если знаете ответ.

Почему считает кто-то,

Что чудес на свете нет.

Если семечко живое

Посадить и поливать -

Будет дерево большое,

Надо только подождать!

(Волшебник берет в руки ведерко с песком и «сажает» семечко, поливает и лейки и показывает на изображение цветущего дерева на стене.)

После дождика возможно,

Вот так чудо из чудес,

Видно радугу - дорожку

Аж до Солнца и небес.

(Волшебник разворачивает гармошку – радугу.)

Если очень ждать и верить,

И смотреть во все глаза,

Постучатся в наши двери

Волшебство и чудеса!

(Елена Крассула.)

До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства.

 

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе

«Такие разные ткани»

Образовательная область «Познавательное развитие»

(с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять).

Материал: образцы тканей для каждого ребёнка: ситец, льняная и капроновая ткани, драп, болонья, шёлк, бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги. Иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками).

Предшествующая работа: чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка», рассматривание образцов тканей.

                                               Ход

Организационный момент: дети заходят в зал и встают в круг.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Посмотрите в мои глаза и глаза своих друзей. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу.

Сегодня утром. Почтальон принёс нам письмо от детей из детского сада №18. Они прислали нам в подарок свою любимую куклу Таню и красивую одежду для неё. Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды?

Предполагаемые ответы:

Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того. Чтобы гулять на улице - зимой в шубе. А осенью в пальто.

Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?

Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.

Ребята, а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают.

А зачем люди носят одежду?

Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.

Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты.

Дети проходят за столы. Перед вами образцы тканей, найдите среди них льняную ткань. Вспомните, из чего делают эту ткань?

Рассказ ребёнка. Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.

Скажите, ребята, а какая ещё особенность есть у льняных тканей?

У льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом. На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна.

Скажите, что шьют из льняных тканей?

Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.

Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются?

Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань.

Вспомните, что вы знаете о выращивании хлопчатника.

Рассказ ребёнка. Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.

А что делают из семян хлопчатника?

Семена тоже идут в дело. Из них выжимают хлопковое масло, да и сам хлопок мы имеем благодаря семенам, потому что волоконца хлопка это волоски на семенах хлопчатника.

Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.

Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.

Теперь немного отдохнём и сделаем гимнастику для глаз.

Солнышко с тучками в прятки играло

Солнышко тучки – летучки считало

Лёгких 2 штучки, тяжёлых 2 штучки

Серых 2 штучки, тёмных 2 штучки

Солнышко спряталось – тучки не стало

Солнышко снова для нас засияло.

Теперь рассмотрим образец драпа. Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? Тёплую юбку, пальто, куртку. Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:

Нам мешок кудряшек

Подарил барашек

Вышла брату шубка, вышла маме юбка

А носочки мне.

Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.

Ребята, положите перед собой ситец, драп и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? Эти ткани промокли. Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.

Теперь рассмотрим образец шёлка. Какой он? Блестящий, гладкий. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеницаопутывае5 себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.

Сейчас немного отдохнём и снова опыт проведём.

Физминутка.

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки, вправо – влево наклонились

И ещё раз повторили

А теперь рывки руками выполняем вместе с вами

Руки вверх и руки вниз

Ты давай ка не ленись. На одной ноге стою

А другую подогну

А теперь попеременно буду поднимать колени

Отдохнули, посвежели. За столы тихонько сели.

Ребята, намочите образцы из шёлка и капрона. Что с ними произошло? Шёлк намокает. А с капроновой ленты капельки скатываются, она плохо впитывает влагу.

Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? Куртки, штаны, сумки, зонты. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Почему? Она не намокает и её не продувает ветер. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.

Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.

Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая. А ткани из хлопка и льна – наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.

Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладьте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Ткань прочная, а бумага нет. Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите? Бумага размокает и рвётся, а мокрую ткань можно высушить.

Ребята, обратите внимание. Наряды у куклы Тани бумажные, можно ли носить такую одежду?

Такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани. Что нужно сначала сделать с тканью, прежде чем сшить одежду? Раскроить, вырезать детали одежды, затем их сшить.

Молодцы, правильно!

Итог.

Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии? Сравнивали ткани. Какие новые слова узнали? Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая, ткани из хлопка и льна водопроницаемые, хорошо впитывают влагу.

Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, доже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи. Из тканей шьют одежду.

 

Конспект НОД в старшей группе ДОУ

в образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Удивительная вода»

(с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

 

Программные задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
• Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:
• воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- круговорот воды в природе
- жидкость
- пар

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая , прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит?(лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Наклейте ее в следующую клеточку.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №3 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном . Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы.