РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЁНКОМ

Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Не приказывайте по прихоти или в раздражении.

При принятии решений опирайтесь на мнение других и ребёнка.

Собственное поведение – решающий фактор воспитания.

Поддерживайте атмосферу открытости и доверия.

Не допускайте излишеств в подарках и стимулировании детей.

Воздействуйте на ребёнка собственным примером.

Используйте совместную работу для преодоления трудностей.

Не устанавливайте чрезмерно жёстких правил, привязывающих ребёнка к дому.

КАК ОБЩАТЬСЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ!

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИТЕ!

Беседу с подростком необходимо начинать с дружеского тона.

При первой встрече с ребёнком постарайтесь его не критиковать.

В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

Лучшим словом, располагающим ребёнка к общению, является его имя.

Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

Инициативу в общении держите в своих руках.

Умейте посмотреть на вещи глазами подростка.

В общении с подростком старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И ИХ СЕМЬЯМИ

 

Инструктивно-методические указания

Введение

Всемерная поддержка семьи, защита прав и интересов несовершеннолетних – одно из важнейших направлений государственной социальной политики. Политика государства, в особенности, когда она направлена на такой достаточно автономный социальный институт, каким является семья, должна быть исключительно деликатной и гибкой. Тем не менее, в ситуациях, когда в семье возникает угроза для нормального воспитания и развития детей, государственные органы и службы должны осуществлять предусмотренную законом деятельность, направленную на восстановление нормального функционирования семьи, на обеспечение защиты тех членов семьи, которые в силу возраста или состояния здоровья не способны сами отстаивать свои интересы.  Профилактика семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяет предотвратить возникновение таких тяжелых, кризисных ситуаций, как социальное сиротство детей, вовлечение их в пьянство, наркоманию, преступную деятельность.

Правовые основания для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями закреплены в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ

Принципы организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями

Принципы – это основополагающие, исходные начала, которые применительно к эффективной организации и осуществлению индивидуальной профилактической деятельности определяют ее цели и задачи, содержание и порядок, а также характер взаимодействия субъектов этой деятельности. Разработка системы принципов очень важна, поскольку в значительной мере обуславливает  успешность соответствующей деятельности.

В качестве первого и важнейшего принципа следует выделить принцип гуманного отношения к семье и детям. Сейчас семья, дети не воспринимаются общественным сознанием как исключительная, приоритетная ценность. Зачастую они приносятся в жертву, и не так уж важно – водке и наркотикам или успеху в бизнесе. Социальное сиротство, насилие в отношении детей и даже убийства новорожденных стали обыденным явлением, не способным шокировать общественность. По этой причине важнейшим направлением социальной политики должно стать воспитание населения, в первую очередь молодежи, формирование в общественном сознании ценность семьи. Для этого существует, но недостаточно используется, мощнейший арсенал средств: специальные образовательные программы в учебных заведениях, фильмы и телевизионные передачи, социальная реклама, широкое обсуждение проблем в периодической печати и многое другое. Вопросы индивидуальной профилактической работы с семьями группы риска должны находиться в фокусе общественного внимания.

Принцип приоритетной защиты прав и интересов ребенка можно также отнести к числу важнейших принципов организации социальной работы с семьями. Факты нарушения прав детей стало явлением широко распространенным. Как в действующем законодательстве, так и в практике его применения не отражена особая значимость защиты прав и интересов несовершеннолетних. Так, насилие в семье, применяемое по отношению к детям, практически оказывается ненаказуемым, кроме разве что отдельных случаев, когда ребенку причиняются тяжкие увечья, и это обстоятельство уже не удается скрыть. Нередки случаи нарушения жилищных прав несовершеннолетних. Жилищные права несовершеннолетних нарушаются нередко при продаже родителями квартир, хотя органы опеки обязаны контролировать их соблюдение. Практика социальной работы позволяет выделить два типа отношения семей к социальной поддержке как крайние варианты, между которыми возможны промежуточные. С одной стороны, есть семьи, которые обращаются за помощью, активно сотрудничают с социальными учреждениями, проявляют большую настойчивость для получения поддержки. С другой стороны, есть семьи, которые отказываются от предлагаемой помощи, от контактов с сотрудниками центров социальной помощи семье и детям. В последнем случае часто нарушаются интересы детей, законными представителями которых выступают родители. В практике работы центров встречались случаи, когда такое поведение родителей было обусловлено желанием скрыть неблагополучие в семье, свои ошибки и безответственность в воспитании детей. В то же время активность родителей в получении социальной поддержки не всегда диктуется заботой о детях, особенно если есть стремление получить помощь непременно в денежном эквиваленте и ограничить этим сотрудничество с социальными службами.

Принцип индивидуального подхода к организации и проведению работы с семьей предполагает учет особенностей конкретной семьи, сложившихся межличностных отношений между ее членами. В семьях возникают самые разные проблемы, приводящие к семейному неблагополучию. Проявление семейного неблагополучия обнаруживается в невозможности выполнения семьей той или иной ее функции. Все функции семьи теснейшим образом связаны, и препятствия в реализации любой из них почти неизбежно влекут целую цепь нарушений нормальной жизнедеятельности семьи как единого социального организма. В силу сложности любой семейной проблемы объектом социально-профилактической работы всегда должна быть семья в целом, а не только "носитель симптома" или лицо, обратившееся за помощью. Так, в семьях, где один из членов семьи злоупотребляет алкоголем, формируются отношения так называемой "созависимости", в которые включены все другие члены семьи, и для реализации которых существуют привычные способы поведения. Социальная реабилитация такой семьи предполагает использование разных форм работы, направленных на изменение поведения всех членов семьи. Таким образом, адресатом социально-профилактической работы является семья в целом.

В связи с названным выше принципом индивидуального подхода к работе с несовершеннолетними и их семьями находится принцип, определяющий упреждающий, профилактический характер работы. С точки зрения выбора средств воздействия этот принцип может быть сформулирован как принцип приоритета воспитательных и правоохранительных мер по отношению к мерами карательными.

Что касается самих несовершеннолетних, то применение к ним наказания обычно не только неэффективно, но и несправедливо – возникает ситуация, когда «дети расплачиваются за грехи отцов». Ведь по существу, наказывая, мы пытаемся заставить подростка отказаться от свойственных ему деструктивных форм поведения. При этом очевидно, что усвоенные им способы поведения есть результат его негативного жизненного опыта, тех условий социализации, в которых он оказался в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Возникшие деформации личности и характера можно исправить только в процессе трудной и долгой воспитательной работы.

Именно в процессе воспитания ребенку или подростку можно предложить другие способы поведения, добиться их усвоения через обнаружение на собственном опыте их очевидных конструктивных преимуществ. В настоящее время разработаны специальные методики проведения тренинговых занятий с несовершеннолетними, направленные на снижение их агрессивности, повышение социальной компетентности и профилактику употребления алкоголя и наркотиков.

Весьма перспективной формой социально-профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе и с теми, кто уже совершал правонарушения, является включение их в систематические групповые тренинги для формирования необходимых навыков поведения в обществе, позитивных личностных качеств и устойчивой положительной самооценки. Очевидно, что применение к подростку наказания в виде лишения свободы, а также освобождение его от наказания  утрачивают смысл как средство воздействия, если период отбывания наказания не заполнен содержательно.  Это означает, что в течение всего срока наказания должен быть обеспечен не только контроль за несовершеннолетним, устройство его на учебу или на работу, но и реализация специально разработанной для данного несовершеннолетнего индивидуальной программы реабилитации и адаптации. Такая программа должна включать комплекс специальных мер педагогического воздействия: беседы, тренинги, участие в культурных и спортивных мероприятиях и т.д. Условием ее эффективности является, следование еще одному важному принципу: смещению акцента с активности воспитателя на организацию активности ребенка. Решение проблемы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в значительной степени определяется необходимостью формирования у них новых, социально одобряемых способов поведения,  позитивных социальных установок, системы ценностей и смысловых структур. Активность педагога направлена на создание условий для развертывания собственной активности ребенка, в которой и происходит преобразование его личности. Девиантное поведение несовершеннолетних обычно является вынужденным, способом выживания в социальной среде, поэтому надо создать условия, когда психологически выигрышным станет социальное одобряемое поведение. В число принципов организации социальной работы с семьями должен быть включен принцип информационной обеспеченности в работе с семьей. Семья обладает определенной автономностью, достаточно высокой степенью "закрытости". Чтобы составить представление о положении дел в семье, необходимо получить определенную информацию, а это бывает нелегко.  Даже сведения о реальных доходах семьи, базирующееся на справках о заработках и пенсиях, нередко бывают весьма далеким от действительности. В письме первого заместителя министра по труду и социальному развитию РФ от 13 февраля 2002г., направленном в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, прямо указывается, что «в целях предупреждения беспризорности необходимо создать в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации банк данных на региональном и муниципальном уровне о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семьях, находящихся в социально опасном положении».

1.                                 Компетенция органа управления образованием в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают профилактические мероприятия психолого-педагогическими мерами, направленными на социальную адаптацию, психосоциальную коррекцию поведения и личности несовершеннолетнего, оказавшегося в социально опасном положении. Психолого-педагогические мероприятия призваны также обеспечить восстановление нормального функционирования педагогически несостоятельных семей путем формирования у детей и родителей навыков конструктивного поведения, позитивного разрешения конфликтов. В качестве своей основной задачи органы управления образованием обеспечивают получение несовершеннолетним образования в образовательных учреждениях с учетом соответствия предлагаемых образовательных программ индивидуальным особенностям  несовершеннолетнего.

1.      При обнаружении фактов, свидетельствующих о том, что несовершеннолетний или его семья находятся в социально опасном положении, работники образовательных учреждений обязаны незамедлительно поставить в известность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия безотлагательных мер помощи несовершеннолетнему.

2.      При разработке профилактических мер психолого-педагогического характера для индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, и их семей  специалисты образовательных учреждений по поручению руководителя органа управления образованием составляют социально-педагогический паспорт семьи и характеристику несовершеннолетнего с учетом данных психологической диагностики.

3.      На основании диагностических данных, с учетом   характеристики несовершеннолетнего и характеристики его семьи образовательное учреждение по поручению органа управления образованием планирует мероприятия консультационного, развивающего и реабилитационного характера.

4.      В индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, оказавшегося в социально опасном положении, могут быть включены психолого-педагогические мероприятия как для самого несовершеннолетнего, так и для других членов его семьи, если это необходимо для исправления ситуации в семье.

5.      В индивидуальной программе реабилитации и адаптации несовершеннолетнего должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним образования с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, уровня психического развития.

2.                                 Компетенция подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН УВД) отводится ведущая роль в обеспечении защиты жизни и здоровья несовершеннолетних от насильственных посягательств со стороны других лиц, а также в предупреждении всех форм семейного насилия в отношении детей. Кроме того, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют меры по отысканию и установлению статуса родителей, оставивших своих детей без попечения, восстановлению документов несовершеннолетних, предупреждению вовлечения несовершеннолетних в пьянство, наркоманию, попрошайничество, проституцию, в противоправную и иную антиобщественную деятельность.

1.      При обнаружении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, сотрудники ПДН УВД обязаны незамедлительно поставить в известность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия безотлагательных мер помощи несовершеннолетнему.

2.      При осуществлении безотлагательных мер помощи несовершеннолетнему сотрудники полиции обеспечивают доступ представителям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения в жилые помещения для защиты прав и интересов проживающих в них несовершеннолетних граждан, для пресечения случаев семейного насилия в отношении детей и подростков.

3.      При разработке индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, руководство ПДН УВД обязано предусмотреть совокупность мер, направленных на защиту прав и интересов, безопасности несовершеннолетнего.

4.      Сотрудниками ПДН УВД должны быть приняты меры по проверке статуса родителей (гражданства, места проживания, судимости, состоянии на учете в КНД, ККНД).

5.      В случае, если социально опасное-положение несовершеннолетнего возникло по вине родителей или лиц, их заменяющих,  должен быть решен вопрос о постановке их на учет в ПДН УВД, а при наличии предусмотренных законом оснований – вопрос о привлечении родителей к ответственности, вплоть до уголовной.

6.      Сотрудники ПДН УВД проводят профилактические беседы с несовершеннолетними и их родителями, состоящими на учете в КДН, посещают такие семьи по месту жительства и осуществляют другие меры профилактики в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, или семьи, находящейся в социально опасном положении.

3.                                 Компетенция органа социальной защиты населения в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Органы и учреждения социальной защиты населения обеспечивают профилактические мероприятия прежде всего путем организации социального обслуживания несовершеннолетних и семей, оказавшихся в социально опасном положении. Реабилитационные услуги предоставляются несовершеннолетним и их семьям в соответствии с действующим законодательством.

1.      При обнаружении несовершеннолетнего в социально-опасном положении работники учреждений социальной защиты населения обязаны незамедлительно поставить в известность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия безотлагательных мер помощи несовершеннолетнему.

2.      Социальное обслуживание несовершеннолетнего и его семьи, находящихся в социально-опасном положении, может осуществляться на дому, а также в условиях стационарного и полустационарного обслуживания.

3.      В отношении несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении вследствие утраты родительского попечения (родители отсутствуют, находятся в местах лишения свободы, в лечебных учреждениях и т.д.) должен быть незамедлительно решен вопрос о передаче ребенка в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

4.      В отношении несовершеннолетнего и его семьи должны быть определены и закреплены в  индивидуальной программе реабилитации и адаптации меры социальной поддержки.

5.      Услуги, предоставляемые несовершеннолетнему или семье, находящимся в социально опасном положении, должны предоставляться согласно индивидуальной программе реабилитации и адаптации и в соответствии с установленными государственными стандартами.

4.                                 Компетенция органа опеки и попечительства в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Органы опеки и попечительства решают вопросы устройства несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении вследствие утраты родительского попечения. Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены законом. Но выбор оптимального варианта для конкретного ребенка предполагает необходимость учета всех обстоятельств его жизни, а также наличия или отсутствия братьев и сестер, и, конечно же, личностных особенностей. Оптимальным является, устройство в замещающую семью.

1.      Получив информацию о несовершеннолетнем, оставшимся без попечения родителей, специалисты органа опеки и попечительства устанавливают возможность передачи ребенка в семью родственников, в качестве безотлагательной меры помощи, с последующим оформлением опекунства.

2.      Если такой возможности нет, то должны быть предусмотрены меры по устройству ребенка в замещающую семью. Эти меры должны быть включены в соответствующий раздел индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, оказавшегося в социально опасном положении.

3.      Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за воспитанием и развитием несовершеннолетнего, помещенного в замещающую семью. Соответствующие меры должны быть включены в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.

5.                                 Компетенция органа по делам молодежи в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Органы по делам молодежи обеспечивают профилактические мероприятия в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, путем организации его досуга, включения в детские и юношеские коллективы позитивной социальной ориентации, помощи в трудоустройстве.

1.      Специалисты органа по делам молодежи при разработке профилактических мер для индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, выясняют вопросы, касающиеся его обычного досуга, характеристики детско-подростковой группы, в которую он входит, в том числе используя данные, имеющиеся у специалистов подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и участковых сотрудников полиции.

2.      Специалисты органа по делам молодежи разрабатывают предложения по организации досуга несовершеннолетнего с учетом его возраста, его интересов, а также задач позитивной социализации в условиях детско-подросткового коллектива.

3.      В индивидуальной программе реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, должны быть предусмотрены формы организации его летнего отдыха.  Эти меры планируются с учетом рекомендаций органа управления здравоохранением и органа управления образованием.

4.      При планировании мер по организации летнего отдыха несовершеннолетнего следует учитывать, что дети и подростки, находящиеся в социально опасном положении, в первоочередном порядке направляются в летние лагеря, летние выездные школы и другие учреждения для летнего отдыха несовершеннолетних. При этом предпочтение отдается профильным лагерям, в том числе с коррекционной воспитательной программой.

 

 

Формы индивидуальной профилактической  работы с  семьями в

социально-опасном положении

 

  1. Выявление неблагополучных семей, детей – подворовый обход, работа с населением, с другими заинтересованными ведомствами.
  2. Определение фактов неблагополучия – беседы, сбор информации о семье, ребенке.
  3. Составление социальной характеристики семьи, ребенка – определение социального статуса семьи, социальных связей.
  4. Определение наиболее острых нужд семьи – психологических, материальных, социальных.
  5. Составление индивидуальной программы реабилитации семьи, ребенка.
  6. Собственно индивидуальная профилактическая работа с семьей, ребенком:

- индивидуальные беседы,

- посещения семьи,

- работа по оздоровлению, отдыху и летнему трудоустройству детей,

- привлечение необходимых специалистов (медицинские, юридические, психологические услуги) для работы с семьей, ребенком,

- вовлечение детей и подростков в досуговую деятельность,

- вовлечение семьи, детей в общественно-полезную трудовую деятельность,

-работа с окружением ребенка (оздоровление социальной обстановки),

- работа по профориентации, обучению ребенка, родителей,

- консультации семье и детям по различным вопросам,

- содействие в организации материальной поддержки,

- организация «родительских школ»,

-работа с педагогическим коллективом по изменению отношения к семье, ребенку,

- проведение социологических опросов, исследований.

  1. Регулярное подведение итогов работы, анализ результатов, рассмотрение необходимых изменения в подходе.

 

 «Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа» Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

1.     безнадзорные или беспризорные

2.     занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством

3.     содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах и других учреждениях системы социальной защиты населения

4.     употребляющие наркотические средства или психотропные вещества  без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества,

5.     употребляющие алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе:

6.     совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания:

7.     вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа

8.     совершившие административное правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность

9.     освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия

10.           совершившие общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством

11.           обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу

12.           условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденных вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием

13.           получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора

14.           освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы

15.           вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа

16.           осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия:

17.           осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы

 

Несовершеннолетний, находящийся  в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

отсутствие  условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);

отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);

вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Чаще всего социально опасное положение является предельным случаем трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства,  конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

 

 

Как преодолеть агрессивность у детей.

  1. Снять мышечное и эмоциональное напряжение:

- дать возможность подвигаться, лучше предложить подвижную игру с правилами, но без состязания;

- предложить рисование кляксами, пальцами;

- изобразить агрессивное животное, громко порычать несколько раз;

сделать релаксационные упражнения.

2. Демонстрировать ребенку собственное спокойное поведение и адекватные реакции на окружающее:

- не повышать голоса в присутствии ребенка, не оскорблять его и окружающих;

- сочувствовать, сопереживать страданиям других людей и животных;

- учить понимать эмоциональное состояние окружающих;

- не вызывать часто чувство вины;

- избегать просмотра фильмов со сценами насилия и жестокости;

- давать возможность высказывать собственное мнение;

- наполнять жизнь интересными событиями и делами, вызывающими состояния несовместимые с чувством агрессии;

- развивать чувство юмора.

3. Играйте с ребенком в игры по правилам, развивающие самоконтроль,самоорганизацию, умение рефлексировать и планировать свои действия:

- в проблемные и конфликтные ситуации ( проигрывать проблемные ситуации в приюте, в школе);

- спортивные игры; шашки и шахматы;

- сюжетно-ролевые игры, где ребенок берет на себя ответственные роли: учителя , спасателя, разведчика, исследователя или соответствующего героя сказки, фильма.

4. Следите за эмоциональным состоянием ребенка:

- помните, что страхи часто являются причиной агрессии;

- упреки, вызывают обиду и враждебность;

- проявляйте внимание к делам и отношениям ребенка, поощряйте любые успехи и достижения, почаще общайтесь с ним;

- проявляйте свою любовь к ребенку в поступках, которые научат его любви, доброте и сочувствию;

- ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку и заботу.