Взрослым всегда хочется надеяться и верить, что дети будут успешнее, счастливее их, хочется оградить их от всех бед и несчастий, снабдить знаниями, которые смогут помочь в трудную минуту в непростой ситуации, хочется научить вести себя так, чтобы не оказаться в опасной ситуации…Но невозможно уберечь ребенка от всех опасностей. Откровенный разговор об алкоголе, курении и наркотиках – то немногое, что мы можем сделать.

Изучение подростков-наркоманов в 20 различных городах (Москва, Самара, Новосибирск, Ростов) показало, что большинство из них  это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.В ходе  изучения проблемы детской  наркомании и токсикомании несколько лет назад в различных регионах нашей  страны также было отмечено, что многие из них воспитывались в неполных семьях, при отсутствии одного или обоих родителей. Так, по данным московских врачей, в неполных семьях воспитывались 40%, а по данным врачей Приморского края - 60% подростков-наркоманов, при этом половина несовершеннолетних оказалась склонной к употреблению алкоголя и самовольным уходам из дома.

Таким образом, значительная часть будущих больных наркоманией,  токсикоманией и алкоголизмом воспитывается в так называемых «проблемных семьях», в семьях группы риска, ведь среда неизбежно накладывает отпечаток на формирование личности ребёнка. Действительно, первые образцы для подражания в ходе выработки норм поведения ребёнок находит в своей семье. Но если он растёт в неблагополучной семье, ему трудно усвоить такие качества, как решительность, твёрдость, волевая устойчивость, смелость,ребенок испытывает дефицит заботливости, нежности, чувства любви, а это ведёт к известной эмоциональной недостаточности, эмоциональному угнетению…. И тогда несовершеннолетний очень часто находит замену всему этому в пристрастии к пагубным привычкам.

Почему мы обратились к этим сухим цифрам статистики? Просто потому, чтобы проиллюстрировать, что больше всего шансов попасть под влияние пагубных привычек именно у таких детей, которые чаще всего оказываются в социальных приютах. И именно поэтому работа по профилактике алкоголизма и наркомании является одним из основных направлений реабилитационной работы в приюте «Росинка». Тема зависимостей - сложная, но ее необходимо обсудить. Педагоги и психологи сходятся во мнении, что разговоры на такие неоднозначные темы не вызывают желание у детей попробовать что-то новое. Наоборот, чем больше подростки знают, тем меньше интереса это у них вызывает.

Чтобы обсудить с ребятами эту сложную, но важную тему не сухим и малоинтересным для детей языком, педагоги и администрация приюта обратились за помощью к специалистам – медикам из ГБУЗ СК «ККНД» и они любезно предоставили материалы по профилактической работе зависимого поведения несовершеннолетних посредством интернет-связи. Ведь, как говорится, лучше один раз увидеть… Для старших воспитанников приюта было организованно профилактическое занятие «Вредные привычки». Дети посмотрели фильмы, в которых раскрывалась тема алкоголизации, наркомании и табакокурения, наглядно показывалось, что происходит с человеком и его организмом в момент употребления и вследствие пристрастия к пагубным привычкам. Скажем прямо, фильмы были не развлекательными, некоторые моменты смотреть было нелегко, но, возможно, именно это поможет уберечь наших детей от желания попробовать что-то запрещенное…

После просмотра видеоматериалов, ребята вместе с педагогом-психологом обсудили содержание фильмов, делились впечатлениями, высказывали свою точку зрения. Увиденное нашло живой отклик в сознании детей – они были взволнованны, даже встревожены и хочется верить, по-новому взглянули на эти «запретные плоды» - ребята сделали выводы о пагубном влиянии алкоголя, наркотиков и табака на организм человека. Следующим этапом занятия было закрепление полученной информации посредством блиц-опроса, это очень важно для того, чтобы понять, насколько знания, полученные детьми, закрепились в сознании.

Так как материал был сложный для восприятия, то в заключениезанятия с детьми было проведено упражнение, направленное на снятие внутренних зажимов, умение общаться и стабилизацию эмоционального напряжения.

Педагоги отметили, что уже после занятия дети еще долго обсуждали увиденное на занятии, это значит, что материал взбудоражил детское сознание, нашел отклик, а если что-то находит отклик в человеческом уме и душе, то это запоминается очень надолго… Хочется верить, что полученные на занятии знания уберегут ребят и не позволят сделать неправильный выбор.