« ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ Г.П. МИТРОХИНОЙ.

«Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть». А.С. Макаренко

Что же такое игра?

Игра - полезное средство воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Игра - соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Ребята участвуют в играх чаще всего на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию. Взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность воспитывает умело организованная игра. Одни игры помогают развивать память, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить. Другие — технические игры — учат обращаться с различными инструментами, овладевать трудовыми навыками. Чувство юмора, общительность воспитывают игры-шутки, игры-забавы. Игры умные, увлекательные чаще оказываются более действенными в воспитании детей, чем слово. Игра для детей выступает пробой собственных сил, и только в играх педагог, воспитатель лучше узнает своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игра зачастую выступает регулятором в развитии групповых и индивидуальных взаимоотношений, позволяя утвердить нормы взаимоотношений.

В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по содержанию, форме, по методике организации и проведению игр.

Рекомендации по организации и проведению игр с подростками:

• игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;

• она может быть рассчитана на длительную подготовку;

• важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность ее. Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им видам деятельности.

• подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;

• некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;

•подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.

•Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.

• Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков.

Как ввести подростка в игру?

Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание ее, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры — залог их активного участия в ее проведении. Разделить детей на команды можно так: построить играющих в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый-второй»; «первые» — одна команда, «вторые» — другая команда. Либо поступают таким образом: выбираются два ведущих, играющие разбиваются на пары, каждая пара придумывает себе название какого-либо животного, растения, предмета; затем пары по очереди подходят к ведущим и «называют» себя; ведущие в определенной очередности выбирают себе членов команды из этих пар. Есть еще следующий способ разделения на команды: выбираются (назначаются) ведущие, которые вызывают по одному члену в команду; вызванный член команды вызывает следующего по своему усмотрению. Так комплектуются команды.

Воспитатель играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.

Виды и функции игр:

Познавательные – большие возможности для расширения объёма информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности, это средство развития интеллектуальных и творческих способностей. Эти игры снижают психические и физические нагрузки.

Формы познавательных игр:

соревнование  (командное) – развивают творческое мышление, учат слушать других, эмоциональны (“5 из 36”, КВН, “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?” и др.) Необходимо учитывать имеющийся объём знаний и возраст ребят.

игры-путешествия – в яркой, увлекательной форме развивать интересы, формировать познавательную активность (“Школа юного индейца”, “Волшебный лабиринт”…)

Подвижные игры, игры-аттракционы. Дословный перевод с французского “аттракцион” обозначает “притяжение”, “привлечение”. Аттракционами принято называть игры-состязания, соревновательные досуги, построенные на преодолении трудностей. Аттракцион – это смекалка, выдумка, озорство, общение.

Формы: подвижные (“У медведя во бору”, “Мяч по кругу”, “Третий-лишний” «Одиннадцать»…), аттракционы (“Кто сильнее”, “Кто быстрее?”…)

Художественно - артистические.  Все дети-артисты и лицедеи, а эти игры развивают детскую фантазию, способности, общительность, снимают психологическую нагрузку.

Формы: концерт “Ромашка”, город фантазёров… Привлекают тем, что не требуют предварительной подготовки участников, необходимо лишь желание поучаствовать в игре.

Развивающие игры – это средство развития способностей ребёнка, сообразительности, изобразительности.

Формы:

Развивающие координацию (“Вращай одновременно”, “Прыжок с поворотом”).

Развивающие глазомер (“Проверь, потом отмерь”, “Определи на глаз количество”).

На развитие внимания (“Различи в шуме”, “Сосчитаете ли?”)

На развитие памяти – слуховой (скороговорки – сколько слов), зрительной (цвет и форма, движение по памяти), сенсорной (рука всё помнит).

На развитие наблюдательности (описать друга).

Ролевые игры  (по словам Выготского – Вершина эволюции игровой деятельности). Выполняя в воображаемой ситуации те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребёнок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни.

Сюжетно-ролевые, имитационные.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

o Обучающая – развитие памяти, внимания, восприятия.

o Развлекательная – создание благоприятной атмосферы.

o Коммуникативная – объединение коллектива, эмоциональные контакты.

o Релаксационная – снятие эмоционального напряжения.

Этапы планирования игры:

1. Постановка цели, задач (зачем проводить, для кого? Что необходимо развить, чему научить.)

2. Определить форму.

3. Придумать название.

4. Правила отбора участников.

5. Правила игры.

6. Этапы игры.

7. Содержание каждого этапа.

8. Время на выполнение каждого задания.

9. Работа членов жюри – заготовки для них, критерии оценивания, момент подведения итогов (промежуточных, основных).

10. Придумать, изготовить или закупить призы.

11. Подобрать помощников.

12. Продумать свой внешний вид.

13. Подобрать инвентарь и технические средства.

С. И. Гессен: « Игра… не знает конца. Она вся в настоящем, может продолжаться бесконечно. Не думает о будущем, неувядаема в своей вечной юности. Продукт деятельности не имеет в ней значения. Ей нужен самый сам процесс деятельности».