"Девиантное поведение подростков. Рекомендации родителям"

от воспитателя Л.В. Бондаревой

Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение интересов. Однако только сейчас как никогда раньше поведение многих подростков не только доставляет хлопот родителям, но и представляет собой опасность для общества. Виной тому склонность современного поколения к девиантному поведению. Почему в нормальных и благополучных семьях растут малолетние преступники и хулиганы? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

 

Выделяют следующие виды девиантного поведения:

1.Делинквентное поведение - поведение на грани криминала: нарушение общественного порядка, акты вандализма, драки, домашние кражи, угоны, срывы уроков, вызывающее поведение в общественных местах, хулиганство.

2.Уходы из дому и бродяжничество.

3.Отклонения сексуального поведения.

4.Токсикоманическое поведение.

5.Суицидальное поведение.

Большую часть в наших отношениях составляет общение. Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность вашего общения с ребенком. Поддерживать ребенка – значит верить в него. В основе доверительного общения, в первую очередь, должно лежать отношение к ребенку как к личности. Необходимо уважать его мнение и учитывать в построении совместных планов. Самое главное в отношениях с ребенком – это искренность.

Рекомендации родителям по предупреждению девиантного поведения детей. С целью педагогизации семьи вообще и родителей в частности можно предложить некоторые советы для родителей.

  • Следует бережно, с пониманием относится к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям;
  • Принимайте подростка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;
  • Нужно уметь выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить если ошибается;
  • Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы;
  • Не требуйте беспрекословного подчинения;
  • Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга сверстника. Взрослый - друг – руководитель;
  • Нужно уметь понимать, чувствовать своего ребенка, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и оскорбления;
  • Не разговаривайте с ним грубо и высокомерно, не используйте нецензурные слова;
  • Не относиться к подростку как к маленькому;
  • Применяйте убеждения, советы или просьбы;
  • Поощряйте активность, загружайте интересной и полезной деятельностью;
  • Используйте похвалу и поощрения (за успехи в учебной деятельности, а не только за способности);
  • Не сравнивайте с достижениями других людей, только с самим собой;
  • За содеянное не столько наказывайте, сколько вызывайте чувство раскаяния;
  • Если же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их поступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен.

 

Уважаемые родители, нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Если даже Ваши сын или дочь выросли, они – ваши дети. Их ошибки – это ваши бессонные ночи, горькие слёзы, отсутствие радости жизни.

Помните об этом, когда уходите от общения с ними, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии.

Вы обязаны знать:

- С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.

- Кто его лучший друг или подруга.

- Чем увлекается, какие у него интересы.

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:

- Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

- Вам лжёт.

- Требует у вас деньги.

- Становится зависимым от алкоголя, наркотиков, курения.

- Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

 

Знайте:  Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только попытаться его найти.